ГлавнаяОбразовательные стандарты и требования

Образовательные стандарты и требования

Что такое ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Приоритетная задача Стандартов — развитие и воспитание личности обучающихся.

Задача педагогов — научить детей учиться, а не только осваивать материал. Необходимо обеспечить способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Итоговая оценка в обучении — достижение личных, предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования на следующих ступенях.

В процессе обучения желательно использование информационно-коммуникационных технологий в контексте всех предметов и обязательно использование системно-деятельного подхода.

В образовательный процесс включена урочная и внеурочная деятельность по направлениям развития личности. Основное образование должно формировать личностное самоопределение учащихся.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу (ООП), которая включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы по учебным предметам, методические и оценочные материалы.

Зачем нужны ФГОС

Стандарт унифицирует темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении любого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для новенького ученика, который перешёл из другой школы.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Каждый педагог может быть уверен, что ученик освоил необходимые знания на предыдущей ступени образования, поэтому ему не нужно объяснять темы, выходящие за рамки учебной программы конкретного класса. Таким образом, Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

— единство образовательного пространства Российской Федерации;
— преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
— духовно-нравственное развитие и воспитание.

ФГОС третьего поколения

В мае 2021 года Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) № 286 и основного общего образования (ООО) № 287.

Введение ФГОС в отечественную систему образования были обусловлены современными вызовами:

— формированием насыщенной информационно – образовательной среды;
— переходом к системно – деятельностной образовательной парадигме образования;
— созданием новых инструментов развития и оценки образовательного пространства;
— интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство и др.

Для решения указанных проблем были разработаны стратегии развития отечественного образования, национальные проекты, созданы экспериментальные площадки и т.д.

Утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2017 году Программа цифровой экономики РФ повлекла за собой изменения деятельности и организации в различных сферах, в том числе и в образовании. Национальный проект «Образование» включает глобальный федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.

Основания введения ФГОС НОО

В мае 2021 года Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) № 286 и основного общего образования (ООО) № 287.

Введение ФГОС в отечественную систему образования были обусловлены современными вызовами:

— формированием насыщенной информационно – образовательной среды;
— переходом к системно – деятельностной образовательной парадигме образования;
— созданием новых инструментов развития и оценки образовательного пространства;
— интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство и др.

Для решения указанных проблем были разработаны стратегии развития отечественного образования, национальные проекты, созданы экспериментальные площадки и т.д.

Утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2017 году Программа цифровой экономики РФ повлекла за собой изменения деятельности и организации в различных сферах, в том числе и в образовании. Национальный проект «Образование» включает глобальный федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.

Основания введения ФГОС ООО

ФГОС основного общего образования (ООО) должен обеспечивать развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технического развития страны и овладение ими в ходе обучения и в повседневной жизни современными технологическими средствами. Также указывается о необходимости формирования у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ).

Процессы цифровой трансформации образования (ЦТО) рассматриваются на сегодняшний день как естественная составная часть процессов развития системы общего образования. В Постановлении Правительства РФ №1836 «О государственной информационной системе “Современная цифровая образовательная среда”» утверждено Положение, устанавливающее цели, задачи и принципы развития государственной информационной системы.

Вариативность содержания программ при реализации нового ФГОС обеспечивается за счет:

— требований к структуре программ НОО, которые должны содержать обязательные компоненты (могут быть в различных вариациях углубленного изучения): учебный предмет; учебный курс; учебный модуль;
— возможности образовательной организации разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных учебных предметов;
— возможности разрабатывать и реализовывать образовательной организацией индивидуальные учебные планы (ИУП) в соответствии с образовательными потребностями и интересами обучающихся.

Обучающиеся должны в результате освоения программы овладевать:

— Учебными знаково-символическими средствами: замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач (универсальные учебные познавательные действия);
— Учебными знаково-символическими средствами: умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы (универсальные учебные коммуникативные действия);
— Учебными знаково-символическими средствами: способность сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, проявлять познавательную инициативу, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания (универсальные регулятивные действия).

Зачем нужны ФГОС

Особенности обучения детей с ОВЗ

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире — вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.